ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
Кафедра общей и педагогической психологии была основана на базе двух кафедр: кафедры общей психологии и кафедры педагогической психологии. В разное время кафедрой руководили: 2002-2014 г.г. – доц., к.пс.н. Урусов Азрет Абукович (кафедра общей психологии); 2002-2018 г.г. – доц., к.пс.н. Абазалиева Фатима Магомедовна (кафедра педагогической психологии); 2014-2018 г.г. – доц., к.пс.н. Бостанова Светлана Николаевна (кафедра общей психологии). Приказом ректора от 1 октября 2018 года две кафедры были преобразованы в одну – кафедру общей и педагогической психологии, заведующим которой является кандидат психологических наук, доцент Бостанова Светлана Николаевна.
Коллектив кафедры – один из самых профессионально подготовленных профессорско-преподавательских составов университета, где работают высококвалифицированные преподаватели и сотрудники: доктор психологических наук, профессор: Семенова Файзура Ореловна; кандидаты психологических наук, доценты: Урусова Асият Муссаевна, Биджиев Асхат Солтан-Муратович, Байчорова Лариса Шамилевна, Ачабаева Любовь Ханапиевна, старшие преподаватели: Дотдуева Жанна Борисовна, Богатырева Асият Сагитовна, Тетуева Марьям Курманбиевна, Узденова Алана Магометовна, Салпагарова Фатима Исмаиловна; делопроизводитель: Блимготова Марьям Раминовна, Чербиева Саидат Висрадиевна.
Преподаватели кафедры общей и педагогической психологии входят в состав профессионального сообщества – Российское психологическое общество (по Карачаево-Черкесии), руководителем которого является доктор психологических наук, профессор Семенова Ф. О.
Кафедра общей и педагогической психологии является выпускающей кафедрой, где ведется подготовка обучающихся по направлениям подготовки:
– 37.03.01 Психология, направленность (профиль): «Общий профиль» (в очной и очно-заочной форме обучения) с присвоением квалификации «Бакалавр» в дипломе о высшем образовании;
– 37.04.01 Психология, направленность (профиль) программ: «Общая психология, история психологии» (в очно-заочной форме), «Клиническая психология» (в очно-заочной форме), с присвоением квалификации «Магистр» в дипломе о высшем образовании;
– 37.06.01 Психологические науки, направленность (профиль) программ: «Общая психология, психология личности, история психологии» (в заочной форме), «Педагогическая психология» (в заочной форме), с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» в дипломе о высшем образовании;
– 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Педагог-психолог» (в заочной форме) с присвоением квалификации «Бакалавр» в дипломе о высшем образовании;
– 44.04.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) программы: «Практическая психология и педагогика» (в заочной форме) с присвоением квалификации «Магистр» в дипломе о высшем образовании;
– 5.3 Психология, по специальностям: «5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии» (в очной форме), «5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред» (в очной форме), с подготовкой и представлением диссертации на соискание степени кандидата наук, соответствующей требованиям, установленным № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Кафедра общей и педагогической психологии реализует также программы дополнительного образования:
– «Психология» (курсы повышения квалификации с выдачей удостоверения о прохождении ПК);
– «Психология» (курсы профессиональной переподготовки с выдачей диплома о прохождении ПП).
Кафедра осуществляет организацию и проведение учебной, производственной, научно-исследовательской практики, где обучающиеся имеют возможность формирования компетенций и приобретения профессиональных навыков по следующим аспектам:
– психологическая грамотность населения;
– сохранение психологического и психического здоровья нации, этноса;
– оказание помощи в работе со специалистами сторонних организаций, представителей работодателей;
– эффективное исполнение профессиональных обязанностей специалистов в различных сферах: образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям;
– оказания консультативных услуг, качественной психологической помощи людям, в ней нуждающихся.
Основанием подготовки по всем направлениям является общефакультетский подход к изучению становления и развития личности в коммуникативном и инновационном пространстве психологической и социальной жизнедеятельности.
Область практической деятельности коллектива кафедры не ограничивается только подготовкой профессиональных психологов. Преподаватели кафедры организовывают и проводят научно-практические конференции различного уровня (международные, всероссийские, региональные), также сами принимают активное участие в подобных мероприятиях.
Приоритетными направлениями в научных исследованиях кафедры являются:
– психологическая поддержка и психологическое сопровождение развивающейся личности;
– проблемы интегральной индивидуальности личности;
– вопросы клинической психологии;
– актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии;
– этнопсихологические особенности личности.
Одной из важнейших задач университетского образования, кроме передачи знаний и умений, помимо сформированности компетенций, является формирование личности профессионала, содействие развитию зрелого профессионального самосознания. Особую важность эта задача приобретает для подготовки специалистов «помогающих» профессий: психологов, педагогов-психологов, клинических психологов, практических психологов, психологов-исследователей.
Целью «помогающих» профессий является принесение пользы обществу и конкретным его представителям.
Поддержать понимание собственной значимости как профессионала помогает постоянное самообразование, повышение квалификации, проявление интереса к появлению новых технологий, методов и приёмов работы в профессиональной среде. «Помогающие профессии» привлекательны своими разнообразными возможностями в общении с людьми и могут занимать внушительную часть жизни специалиста.
Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь вне зависимости от её характера любому обратившемуся человеку, то есть они совершают просоциально мотивированные действия.
Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для специалиста «помогающей» профессии, так как предметом труда является непосредственно его личность, которая должна быть здоровой и готовой к работе.
СОСТАВ КАФЕДРЫ
- Бостанова Светлана Николаевна – Кандидат психологических наук, доцент
- Семенова Файзура Ореловна – Доктор психологических наук, профессор
- Урусова Асият Муссаевна – Кандидат психологических наук, доцент
- Биджиев Асхат Солтан-Муратович – Кандидат психологических наук, доцент
- Байчорова Лариса Шамилевна – Кандидат психологических наук, доцент
- Ачабаева Любовь Ханапиевна – Кандидат психологических наук, доцент
- Дотдуева Жанна Борисовна – Старший преподаватель
- Богатырева Асият Сагитовна – Старший преподаватель
- Тетуева Мариям Курманбиевна – Старший преподаватель
- Узденова Алана Магометовна – Старший преподаватель
- Чербиева Саидат Висрадиевна – Делопроизводитель