Летние практики в университете начались с производственной (педагогической), которая является важнейшей частью профессиональной подготовки обучающихся. Студенты 2-х курсов Института филологии, института культуры и искусств, а также физико-математического, педагогического, исторического и естественно-географического факультетов, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), в соответствии с учебными планами бакалавров, графиком учебного процесса и договорами с профильными организациями были направлены на педагогическую (вожатскую) практику в форме практической подготовки.
2025-й год в системе образования Российской Федерации проходит как Год детского отдыха на основании распоряжения Минпросвещения России от 29 августа 2024 г. № Р-160. Цель проведения – сформировать и реализовать единые подходы к системе воспитания и дополнительного образования в образовательных организациях, а также в организациях отдыха и оздоровления детей. Перед системой образования стоят важные задачи: формирование единых стандартов в сфере воспитания и дополнительного образования, совершенствование механизмов организации детского оздоровления, а также распространение и внедрение лучших практик организации детского отдыха по всей стране. Эти меры направлены на создание качественной и безопасной среды для полноценного отдыха и развития детей. Данный выбор обусловлен тем, что в этом году исполняется 100 лет международному детскому центру «Артек», 65 лет Всероссийскому детскому центру «Орлёнок» и 40 ВДЦ «Смена». В «Артеке» ряд наших студентов проходили обучение и педагогическую практику, некоторые студенты побывали в «Орленке».
В начале июня в Карачаево-Черкесии стартовала летняя оздоровительная кампания. 106 детских лагерей распахнули свои двери для ребят, 101 из них – на базе школ. Для ребят открылись пришкольные лагеря, загородные, палаточные, а также клубы выходного дня. Наши студенты прошли практическую подготовку в основном в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях, основная цель которых – создать эмоциональную доброжелательную атмосферу, где каждый ребенок сможет провести время с пользой и удовольствием: «Знатоки ПДД» («Средняя школа № 1 имени Д. К. Байрамукова»), «Радуга» («Средняя школа № 3 имени Х.У. Богатырева»), «Островок детства» («СОШ с. Коста Хетагурова», Карачаевский район»), «Бригантина» («Лицей № 15» г. Черкесска), «Солнышко» («СОШ пос. Октябрьский», Прикубанский район), «Радуга» (СОШ пос. Мичуринский», Прикубанский район), «Альтаир» («СОШ а. Кубина имени X.А. Дагужиева», Абазинский район), «Солнышко» («СОШ № 1 ст. Кардоникской», Зеленчукский район), «Солнышко» («СОШ № 1 ст. Сторожевой имени М.И. Бруснева», Зеленчукский район), «Радуга» («СОШ № 5 г. Усть-Джегуты»), «Улыбка» («СОШ им. X. Суюнчева а. Новая Джегута», Усть-Джегутинского района и др.), а также в загородных детских оздоровительных лагерях «Беслан» (а. Али-Бердуковский, Хабезский район) и «Жемчужина Кавказа» (г. Теберда).
Всю смену в лагере царило веселье, суета, каждый день был наполнен интересными событиями и мероприятиями. Игры – хороший способ непринужденно вовлечь детей в активный досуг. Наши студенты включились в активную лагерную жизнь, окунулись в мир детства, зарядились положительными эмоциями. Вся воспитательная работа проводилась согласно плану летнего оздоровительного лагеря. Педагоги подготовили множество сюрпризов, чтобы лето стало по-настоящему незабываемым. Проводимые мероприятия сочетали различные виды деятельности: спортивные состязания, соревнования, помогающие развить командный дух и учащие работать в команде. Каждый день проходил в насыщенном и увлекательном формате. Дети активно участвовали в творческих конкурсах, веселых прогулках, рисовали, лепили, участвовали в викторинах, вдохновлялись новыми идеями; посещали детскую библиотеку. Во всем этом воспитателям и вожатым оказывали помощь практиканты.
Студенты с детьми оформляли отрядные уголки, разучивали песни, подвижные игры, готовили инсценировки, участвовали в конкурсах. Каждый день приносил что-то новое, интересное, увлекательное. Были организованы кружки и клубы по интересам, где детям показывали мастер-классы; проведены конкурсы рисунков «Берегите Землю!» и др., конкурсы рисунков на асфальте; встречи с известными людьми, экскурсии.
День России в пришкольном лагере – праздник единства и гордости. В день памяти и скорби прошла акция «Свеча памяти», мероприятие «Дети против войны» и др. Практиканты участвовали в проведении профилактических антинаркотических мероприятий, которые помогают формировать у детей осознанное отношение к проблеме наркомании, развивают критическое мышление и навыки принятия правильных решений. За время, проведенное в пришкольном лагере, ребята научились дружить, уважать друг друга, ценить дружбу.
Лагерь помог освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, сформировать лидерские качества. Дни, проведенные в лагере, доставили много радостных минут и запомнятся надолго.
Практика для студентов была своеобразной проверкой на прочность, первым опытом вожатской деятельности. Конечно, были и трудности. Знакомство с детьми в условиях лагеря предоставило студентам возможность увидеть, прочувствовать и понять возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Пригодились полученные знания и умения на занятиях по педагогике и психологии. Руководители практики от кафедры профессионального образования: доц. Лайпанова И.Б., доц. Хачирова З.К., доц. Узденова А.А., доц. Борлакова Б.М., доц. Каракотова С.А.
Это самая яркая и интересная практика, которая позволила студентам применить свои знания в реальных условиях, развить профессиональные навыки и получить ценный опыт работы со школьниками.
Отдел практики