Ключевой темой мероприятия стал ход приемной кампании в вузах-участниках пилотного проекта по реализации производственной аспирантуры.
Напомним, Минобрнауки России и госкорпорация «Ростех» запустили пилотный проект с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики. В нем участвует 28 организаций госкорпорации и 20 ведущих вузов.
Глава Минобрнауки отметил, что первые аспиранты приступят к обучению по востребованным инженерно-технологическим направлениям уже в этом году. Зачисление в рамках производственной аспирантуры завершится не позднее 1 ноября.

На 2025/26 учебный год для будущих аспирантов выделено 18,2 тыс. бюджетных мест, каждый вуз-участник пилота обязуется выделить места на обучение по программам производственной аспирантуры.
Всего порядка 70 человек стали кандидатами на поступление по программам производственной аспирантуры.
За каждой программой будет закреплен научный руководитель как со стороны предприятия, так и со стороны университета, ведется работа по определению тематик диссертаций.
На данный момент кандидатами на поступление в производственную аспирантуру стали порядка 70 человек. У многих кандидатов уже определены тематики диссертационных работ в области авиа- двигателестроения, медицинского приборостроения, микроэлектроники. Ведущие университеты по числу мест и кандидатов в производственную аспирантуру — Московский авиационный институт, МГТУ им. Баумана. Среди предприятий — холдинги ОАК, КРЭТ, Высокоточные комплексы.

«Проект производственной аспирантуры востребован и интересен в профессиональной среде. Он уже приводит к появлению новых связей между вузами и предприятиями Корпорации. Так, в проект вошли новые участники: КНИТУ КАИ и Казанский вертолетный завод, предприятие Объединенной авиастроительной корпорации и КРЭТ. НИТУ МИСИС и Концерн “Калашников”. СПбПУ и КРЭТ. В целом можно отметить, что участники проекта работают слаженно, из 70 кандидатов у нас 9 конструкторов, 15 инженеров, 23 инженера-конструктора. Однако многие вопросы требуют дополнительной проработки. В том числе, необходимо зафиксировать понятийный аппарат проекта, разработать меры поддержки для аспирантов, выполняющих исследования в интересах промышленности», – отметила управляющий директор по кооперации науки и бизнеса Госкорпорации Ростех Елена Дружинина.

Особенности производственной аспирантуры:
– Основой для достижения цели «пилота» становится сетевая форма реализации образовательных программ с участием промышленных организаций госкорпорации.
– Тема диссертации аспиранта напрямую связана с прикладными задачами конкретного предприятия.
– Особое внимание в «пилоте» уделяется практической подготовке аспирантов: она должна составлять не менее 30%. В результате обучающийся представит проект инженерно-технического решения, готового к внедрению на производстве.