В условиях, когда речь идет о переосмыслении статуса и существования специального образования, о неопределенности судьбы увеличивающегося числа детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема инклюзивного образования, поиска форм предоставления образовательных услуг лицам с проблемами в развитии становится особенно актуальной. Система специального образования в Российской Федерации характеризуется тем, что она вступила в переходный период её интеграции с общим образованием, создания интегрированной структуры обеих систем.
Интеграционные процессы (включая инклюзию), происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, ставит первоочередной задачей перед системой высшего образования – создание условий для реализации равных прав и возможностей всех категорий граждан. Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную деятельность требует обеспечения, как доступности образования, так и его качества. Значимым направлением развития инклюзивного образования является обеспечение доступа различных категорий населения к качественным образовательным программам и исследовательским ресурсам. С момента создания Центра инклюзивного образования в ноябре 2017 года приоритетным направлением её деятельности является поиск оптимальных путей реформирования системы образования и предоставления качественных образовательных услуг с учетом потребностей всех категорий граждан. Основные направления деятельности Центра:
- Разработка и внедрение инновационных технологий обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в системе подготовки бакалавров и магистров;
- Внедрение инклюзивного образования при помощи дистанционного образования при КЧГУ им. У. Д. Алиева;
- Расширение опыта партнерских отношений с учреждениями и сообществами организации в сфере инклюзивного образования;
- Формирование положительного отношения к лицам с ОВЗ;
- Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.