Ректор КЧГУ Таусолтан Узденов принял участие в заседании Российского Союза ректоров по развитию педагогического образования
8 июня в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ) прошло заседание Совета Российского Союза ректоров, посвященное вопросам развития педагогического образования. Под председательством президента РСР, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика В.А. Садовничего с участием руководителей профильных министерств и ведомств более 300 ректоров вузов страны в режиме офлайн и онлайн обсудили разработку концепции подготовки педагогических кадров.
Ректор Московского университета рассказал о реализации большого многолетнего проекта «МГУ – школе». В его рамках на площадке ведущего университета страны проводятся съезды учителей-предметников, мероприятия цикла «Университетские среды», учительские летние школы, выпускаются школьные учебники. Осенью этого года в МГУ пройдет два международных съезда учителей – преподавателей русской словесности и учителей математики и информатики. С 1963 года на базе МГУ успешно работает Специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н. Колмогорова, а с 2016 года – Университетская гимназия. Оба учебных заведения по праву считаются лучшими средними школами России, высочайший уровень преподавания в которых поддерживается профессорами Московского университета.
Особое внимание вопросам повышения квалификации учителей, создания системы непрерывной педагогической подготовки уделяет МГУ при составлении и реализации дорожных карт региональных научно-образовательных консорциумов «Вернадский», которые работают уже в 25 субъектах Российской Федерации. Идея проекта была выдвинута президентом РСР В.А. Садовничим на XI съезде Союза в 2018 году и поддержана главой государства. С учетом уже доказанной эффективности в разрезе школа – среднее профессиональное образование – вуз ректор МГУ призвал университеты страны активнее включаться в реализацию данной программы, объединить усилия под ее эгидой.
Говоря о стратегии развития педагогического образования в России, В.А. Садовничий сформулировал пять главных целей, которые необходимо решить не только в интересах самой школы, но и в интересах страны в целом. Среди них «консолидация национального образовательного пространства, укрепление преемственности отечественной образовательной традиции, подготовка учителей новой цифровой эпохи – эпохи цифровизации, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта и с учетом потребностей инклюзивного образования, своевременное выявление и эффективная поддержка одаренности, развитие системы работы с одаренными детьми, согласованность позиций всех участников образовательного процесса – государства, школы, учителей, родителей, школьников».
«Задача современного учителя – формировать у обучающегося желание учиться, умение жить в ситуации растущей неопределенности, – подчеркнул ректор Московского университета. – Уверен, что наше сегодняшнее совещание будет способствовать выработке конструктивного согласованного решения проблем качественной содержательной и методической подготовки педагогических кадров, формирования единых подходов к созданию общероссийского педагогического пространства. В этом наша задача.»
Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов поблагодарил В.А. Садовничего за обстоятельный доклад и сделанные в нем предложения, а также за активную работу в качестве бессменного председателя жюри Всероссийского конкурса «Учитель года». Глава профильного ведомства также отметил особый вклад Московского университета и Российского Союза ректоров в организацию совещания, посвященного подготовке педагогических кадров.
В своем выступлении по теме «Ключевые проектные решения по трансформации содержания педагогического образования» министр подчеркнул, что «сегодня важно обеспечить качество школьного образования по всей территории России, а ключевой фигурой, от которого это зависит, конечно, является учитель. Для нас нет различия, в каком вузе обучался педагог. Важен конечный итог – высокое качество и уровень подготовки учителей, который соответствует современным запросам детей, родителей и общества в целом. Это – ключевая задача государственного уровня и ее достижение невозможно без формирования единого образовательного пространства, создания целостной системы педагогической высшей школы, нацеленной на всестороннюю профессиональную подготовку педагога и, как результат, совершенствование системы образования и выполнение задачи по вхождению в первую десятку стран по качеству школьного образования», – подчеркнул глава ведомства. С.С. Кравцов также напомнил о поставленной Правительству в Послании Президента Федеральному Собранию задачи «обеспечить самое серьезное внимание подготовки будущих учителей», так как «от них во многом зависит будущее России». Для ее решения министерством разработан проект президентской программы «Учитель будущего поколения России», в рамках которого будет идти комплексная модернизация педагогических вузов по всей стране.
Поддержав тезис В.А. Садовничего о формировании национального образовательного пространства, министр отметил, что сегодня, к сожалению, отсутствуют единые подходы к подготовке педагогов в вузах. Также существует и разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и реальностью школьного образования. По словам министра, выход из создавшегося положения – в разработке концепции «ядра высшего педагогического образования», которая должна обеспечить единство при формировании универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций будущих педагогов, а также преемственность формирования компетенций, начиная от педагогического колледжа до бакалавриата и магистратуры. Сегодня для этого уже ведется работа в рамках Ассоциации педагогических вузов.
В ходе заседания были обсуждены вопросы и задачи по развитию педагогических кадров для системы образования, основные концепции сотрудничества при реализации программ педагогического образования, первоочередные направления реализации основных принципов совместных действий для исполнения программ педагогического образования, создание межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций, увеличение в школах количества классов психолого-педагогической направленности для ранней педагогической профориентации детей, обеспечение деятельности федеральных центров научно-методического сопровождения педагогических работников. По итогам обсуждения определены принципы реализации программ педагогического образования. Вузы обеспечат единый подход к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций через повышение уровня предметной, методической и психолого-педагогической подготовки.
В закладки: постоянная ссылка.