Одним из важнейших периодов для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, формирования социальных компетенций, творческого и интеллектуального развития, является каникулярное время, особенно летнее. В соответствии с поручением Президента России в каждом регионе определён детский оздоровительный лагерь, на базе которого реализуются программы и проекты Общероссийского движения детей и молодёжи «Движение Первых», организованы профильные смены «Время первых».
На учебную практику: технологическую (проектно-технологическую) были направлены студенты 2-х курсов института филологии, института культуры и искусств, физико-математического факультета, факультета физической культуры, педагогического факультета, исторического факультета и естественно-географического факультета, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Студенты в форме практической подготовки выполняли виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, которые были направленны на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Проектно-технологическая практика на 2 курсе непосредственно связана с формированием практических умений и теоретических знаний. В начале семестра на 2-х недельной практике, организованной кафедрой педагогики и педагогических технологий (зав. кафедрой доц. Узденова А.А.), руководители практики провели определенную работу: ознакомили обучающихся с программой практики, с целями и задачами, методическими рекомендациями по ее организации, формой и содержанием отчётной документации.
Обучающиеся ИнФ, ФМФ, ПФ и ЕГФ практическую подготовку проходили в лагерях с дневным пребыванием детей, функционирующих при средних общеобразовательных школах города Карачаевска и Карачаево-Черкесской республики в качестве вожатых, помощников воспитателей. Практике предшествовало изучение обязательных дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Основы вожатской деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и других. На установочных конференциях руководители знакомили со спецификой практической деятельности воспитателей, вожатых, педагогов дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях, с документацией, содержанием летней практики, которая проводится как вожатская.
На Центральной площади г. Карачаевска состоялось официальное открытие пришкольных летних лагерей, приуроченное ко Дню России. Был дан старт летней оздоровительной компании 2023 года. В подготовке и проведении праздника приняли участие и наши студенты: в разучивании песен, представлении рисунков на асфальте и т.д.
Практиканты работали по индивидуальному плану работы, вели педагогический дневник. В нем был план работы на смену, ежедневные планы, общие данные об отряде, отдельных детей, записи психолого-педагогических наблюдений за ребятами и ежедневный анализ эффективности воспитательной работы. Помогали воспитателям проводить мероприятия, способные раскрыть творческий, интеллектуальный, спортивный потенциал каждого ребенка: организовывали для детей игры-викторины, например, «День патриота» и др; игры на свежем воздухе на территории школы, в центральном парке и на детских площадках парка «Зеленый остров» г. Карачаевска; 22 июня в День памяти и скорби участвовали во Всероссийской акции «Минута молчания». Совместно проводили беседы на темы: «Война в моей семье», «Что знаю я о России», «Ко Дню России», «Сохраняя традиции», «Красная книга КЧР» и др.; водили детей в детскую библиотеку; провели экскурсию на территории пожарной части МЧС, где детям рассказали о правилах поведения в случае пожара, о средствах пожаротушения; помогали в проведении спортивных соревнований «Веселые старты»; были организованы кружки по интересам. Дети пришкольных лагерей участвовали в проведении квест-игры «Безопасное лето» на площади города: отвечали на вопросы викторины, решали ребусы и т.п.
В лагерях была организована ежедневная торжественная церемония поднятия флага Российской Федерации с исполнением гимна. Мероприятия, направленные на спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, экологическое, художественно-эстетическое, патриотическое воспитание детей, проводились в соответствии с оздоровительно-образовательными программами деятельности лагерей.
Институт филологии. Направленность (профиль): «Русский язык; литература», «Иностранный язык (английский); иностранный язык (немецкий)». Очень активными были обучающиеся 2 курса (рук. доц. Хачирова З.К.), проходившие практику в МКОУ КГО «Гимназия № 4 имени М. А. Хабичева», где руководитель находилась вместе с ними. Отличились следующие практиканты: 21 гр. – Каракотова Фатима, Пилярова Аминат, Абисалова Айша, Хабчаева Милана, Эркенова Алима; 24 гр. – Байрамукова Венера, Гогуев Резуан, Каракетова Мариям, Эбзеева Асият, Эльканова Амина, Эсеккуева Аминат. Направленность (профиль): «Родной язык и литература; русский язык». В 23 гр. (рук. доц. Каракетова С.А.) хорошо прошли практику Каракетова Тамара (МКОУ «СОШ с. Садовое»), Малсугенова Мадина (МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»).
Физико-математический факультет. Направленность (профиль): «Математика; информатика»; «Физика; математика» (Рук. доц. Алиева А.М.). Начальник пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга» МБОУ КГО «Средняя школа № 1 имени Д. К. Байрамукова» Урусова Л.А. отметила ответственное отношение к проведению воспитательной работы с детьми в трех отрядах студентов 24 группы: Байрамуковой Медины, Гебеновой Мадины, Коблевой Разалины, Салпагаровой Амины, Чомаевой Лилии, Байрамкулова Таулана. Практиканты каждый день (и в субботние дни) находились в лагере, проводили различные мероприятия с детьми, заинтересовывали их.
Педагогический факультет (рук. доц. Узденова А.А.). Направленность (профиль): «Начальное образование; дошкольное образование», «Начальное образование; информатика». Директор МКОУ КГО «Средняя школа № 6 имени Д. Т. Узденова» Аджиева С.Б. отметила серьезное добросовестное отношение к практике студентов 21 группы, прошедших практику в лагере «Солнышко»: Умарова Амина, Черноусова Анна, Семенова Элина, Айбазова Милана. Практиканты проявили навыки самостоятельной работы и владение разнообразными формами и методами педагогической деятельности, знания теории воспитания и психологии.
Естественно-географический факультет. Направленность (профиль): «География, биология» (рук. доц. Борлакова Б.М.). Начальник лагеря МКОУ КГО «Средняя школа № 3 имени Х.У. Богатырева» Ортабаева Л.А. подготовила благодарственное письмо на имя ректора университета за хорошую подготовку студентов и работу руководителя, которая оказывала своим студентам помощь в течение всей практики. Это студенты 21 группы: Байрамкулова Анна, Байчорова Альбина, Гаппоева Джамиля, Герюгова Фарида, Езиева Земфира, Нартиков Григорий, Семенова Альбина, Тамаева Ангелина, Чичханчиева Диана.
Направленность (профиль): «Биология; химия». Получили массу впечатлений студенты, прошедшие практику по месту жительства: Болатчиева Зарета (МКОУ «СОШ пос. Правокубанский), Айбазова Лейла (МКОУ «СОШ им. Х.У. Богатырева а. Джегута»), Борлакова Джамиля (МКОУ «СОШ № 1 ст. Преградная»), Гаджаева Фатима (МБОУ КГО «Средняя школа п. Орджоникидзевский), Уртенова Тамара (МБОУ «СОШ а. Эльтаркач»), Каппушева Мариям (МКОУ «СОШ а. Новая Джегута»), Гербекова Альбина (МКОУ «СОШ с. Садовое»).
В процессе вожатской практики решались следующие задачи: приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях летних каникул; овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы; охраны жизни и здоровья детей; развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
Практиканты учили детей, сами учились у них, приобрели методический, организационный опыт для будущей профессиональной деятельности и хорошие коммуникативные навыки.
Руководитель практики Хубиева Ф. М.