О реализации программ магистерской подготовки в КЧГУ рассказал декан факультета педагогики и методики начального образования доцент Биджиев Джашарбек Умарович:
– В условиях интеграции российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования и в ходе очередного обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования многие классические университеты рассматривают реализацию магистерских программ подготовки как одно из приоритетных направлений своей деятельности, и КЧГУ им. У.Д. Алиева не является исключением. В 2009 году на базе факультета педагогики и методики начального образования была открыта магистратура по направлению 540600 Педагогика и был произведен набор на две магистерские программы: «Высшее образование» и «Начальное образование». В 2010 году этот перечень был расширен, и в настоящее время осуществляется прием на следующие магистерские программы:
· Высшее образование;
· Начальное образование;
· Социальная психология в образовании;
· Теория и методика начального языкового образования;
· Литературное образование ребенка.
На сегодняшний день только на очное отделение магистратуры подано 80 заявлений при наличии 50 бюджетных мест, а на заочное отделение прием документов еще продолжается.
В магистратуру принимаются лица, имеющие законченное высшее образование (диплом бакалавра или специалиста). Прием в магистратуру осуществляется как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Сроки обучения: по очной форме – 2 года, по заочной форме – 2,5 года.
Сегодня у наших абитуриентов возникает много вопросов о необходимости обучения в магистратуре, о ее отличии от специалитета и аспирантуры, о карьерных преимуществах для обладателей степени магистра. Это неудивительно, потому что данный уровень высшего образования, несмотря на то, что он официально существует в России с 1992 года, свою значимость и популярность стал приобретать сравнительно недавно. Немногие вузы Северного Кавказа в настоящее время имеют возможность осуществлять магистерскую подготовку, а в Карачаево-Черкесии наш университет пока единственный, где ведется обучение в магистратуре. Мы постараемся ответить кратко на наиболее встречающиеся вопросы, касающиеся преимуществ и перспектив магистратуры.
Итак, современная система высшего образования в России имеет уровневую структуру. И бакалавриат, и специалитет, и магистратура – это все уровни высшего образования, и соответственно диплом бакалавра, диплом специалиста и диплом магистра – все они являются дипломами о высшем образовании. Магистр – это наивысшая ступень, самый высокий уровень профессионального образования. Обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование (специалитет или бакалавриат) и получить степень магистра по профильному направлению или по другой специальности. Сегодня работодатели чаще ориентируются именно на дипломы магистров, соответствующие высокому уровню не только теоретических и прикладных знаний и навыков, но и международным стандартам качественного образования.
Магистратура способствует:
· максимальному использованию научно-педагогического потенциала университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность. Как полноправные соисполнители магистранты могут участвовать во многих видах научных исследований, в выполнении российских и международных грантов;
· оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности;
· повышению эффективности аспирантуры и тем самым вносит определенный вклад в решение проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Большинство поступающих в аспирантуру выпускников магистратуры, имеют, как правило, первичные навыки научно-исследовательской работы, сдали часть кандидатских экзаменов и в состоянии выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в отведенные для этого сроки;
· созданию эффективных механизмов развития факультетов университетов, наиболее остро столкнувшихся с проблемами обновления содержания образования и подготовки новых научно-педагогических кадров, как для решения внутренних проблем, так и для завоевания конкурентных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;
· становлению современных тенденций междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании, дает дополнительные возможности для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях.
Несомненными преимуществами магистратуры являются: – углубленная специализация по выбранному профилю; – выбор иного направления обучения, что позволяет комбинировать знания и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей; – магистерские дипломы «прозрачны» и легко сопоставимы во всех странах. В приложениях к дипломам, разработанных ЮНЕСКО, будут отражены учебные программы в единых зачетных единицах – кредитах; – мобильность в трудоустройстве: использование квалификации, компетенции и навыков на всем европейском пространстве высшего образования; – возможность продолжить начатое в России образование в университетах за рубежом.
Главное преимущество магистратуры – формирование опыта профессиональной деятельности, то есть глубокое понимание профессиональных практических проблем, практические знания по конкретным сферам профессиональной деятельности. Дополнительные преимущества – формирование навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской деятельности, развитие навыков поиска нестандартных решений для достижения профессиональных целей, прогнозирования событий, распознавания проблем в контексте изменений.
Обучение в магистратуре дает возможность (как альтернатива второму высшему) получить дополнительную специальность за более короткий срок (2-2,5 года, а второе высшее – 3,5 г.), позволяя существенно сэкономить время. И главное, магистратура не только дает фундаментальные знания в области соответствующих наук, но и прикладные профессиональные навыки, поскольку концентрация внимания идет на выбранную специализацию, а следовательно, способствует повышению конкурентоспособности слушателя на рынке труда и в профессиональном сообществе в целом. Кроме этого, программа подготовки магистра отличается практико-ориентированным подходом с высококвалифицированными преподавателями и преподавателями-практиками.
Магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. По статистике около трети выпускников магистратуры успешно поступают в аспирантуру. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая. По желанию студентов университет может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим отраслям науки.
В период обучения в магистратуре студенту может быть предоставлена возможность освоения дополнительной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
Кому же следует стремиться к получению степени магистра? Прежде всего, тем, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Наши абитуриенты – это выпускники разных факультетов. Например, к нам пришли поступать на магистерскую программу «Высшее образование» выпускники экономических, юридических и даже медицинских факультетов, потому что после окончания магистратуры они смогут заниматься преподавательской деятельностью в соответствии со своей специальностью.
В этом году …
В 2011 году будет введен новый государственный образовательный стандарт, в котором направление «Педагогика» будет преобразовано в «Педагогическое образование», что дает нам основание для расширения спектра программ магистерской подготовки.
Таковы преимущества и перспективы магистерской подготовки в системе высшего профессионального образования.
И в заключение хотелось бы отметить, что слово «магистр» в переводе с латинского означает «наставник», «учитель», «руководитель», в Древнем Риме магистр – важное должностное лицо, а в Византии – это высший титул служебной знати. Мы постарались организовать процесс обучения в магистратуре так, чтобы наши выпускники, получив степень и диплом магистра, имели возможность стать прекрасными педагогами, мудрыми руководителями, элитой образования и науки.