В январе 2023 г. нами было проведено исследование адаптированности студентов 1-х курсов в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У. Д. Алиева. В исследовании принимало участие 361 человек (юношей и девушек).
Полученные с помощью методики результаты являются динамическими показателями и не могут рассматриваться как устойчивые (пожизненные) индексы. В связи с чем обследование требует определенной периодичности замеров мониторинга при необходимости.
Данная методика позволяет выявить студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности.
Этапы исследования:
1 этап ––информационно-разъяснительная кампания с деканами и зам.деканами и кураторами групп 1-х курсов КЧГУ;
2 этап –мотивационная работа с обучающимися в КЧГУ имени У. Д. Алиева для повышения активности участия и снижения количества отказов от СПТ.
3 этап – проведение социально-психологического тестирования.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности и по шкале адаптированности к учебной группе были выявлены более, чем у половины респондентов (258ч. (71%) и 270ч. (74%) из 363 ч.). Это свидетельствует о высокоадаптированном поведении респондентов. Низкие показатели по обеим шкалам выявлены у 30% обучающихся.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
На наш взгляд, такие показатели могут быть связаны:
– с тем, что многие первокурсники-выпускники сельских школ, привыкшие к иному, чем в городе, укладу жизни. Они могут испытывать трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в вузе; – трудности адаптации могут обусловливаться индивидуально-типологическими особенностями студентов; – с актуальным в настоящее время уровнем миграции населения, в результате которой, например, в нашем вузе получают образование молодые люди из постсоветских, республик, для которых русский язык не является родным. Для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений; – с характером организации учебного процесса на факультетах.
Все это ставит перед руководителями факультетов, институтов, замдеканов, кураторами и социально-психологической службой вуза проблему повышения адаптированности различных категорий студентов. Своевременная диагностика студентов с трудностями в адаптации, позволяет своевременно начать оказывать им адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Начальник Социально-психологической службы, доцент кафедры общей и педагогической психологии Лариса Бостанова.