02.08.2010 Фольклор-душа народа

21056984 54322822 67006420 78861399 86217759

О фольклорной практике студентов-филологов рассказала старший преподаватель кафедры литературы Хубиева Фариза Магомедовна. – В соответствии с учебным планом студенты 11 и 13 групп Института филологии проходили фольклорную практику с 12.07.10г. по 24.07.10г. в казачьих станицах КЧР. В отличие от многих научных дисциплин, изучаемых на филологических факультетах университетов и педагогических институтов, курс устного народнопоэтического творчества включает в себя наряду с общепринятыми в вузах лекцион¬ными и практическими занятиями еще и практику. Учебные планы филологических факультетов университетов уже не одно де¬сятилетие предусматривают двухнедельную фольклорную практику студентов-первокурсников. С 1978 г. фольклорная практика является обязательной и для обучающихся на филологических факультетах педагогических институтов. Эта практика, состоящая из активной собирательской работы студентов, стала те¬перь неотъемлемой частью учебного процесса при подготовке учителей-словесников. Фольклорная практика, вместе с курсом лекций и практическими занятиями по устному народному творчеству, призвана способствовать более глубокому изучению этой дисциплины и, следовательно, более успешной подготовке учителей русского языка и литературы. Перед фольклорной практикой стоят в основном три задачи:учебная – практика должна способствовать расширению и углублению знаний студентов по устному народному творчеству; профессиональная – в ходе практики студенты вырабатывают основные навыки работы фольклориста-собирателя; научная – практика должна помочь студентам, заинтересовавшимся  собиранием  и изучением фольклора, сделать первые самостоятельные наблюдения над его бытованием. Эти задачи взаимосвязаны. Чем серьезнее практиканты отнесутся к приобретению хотя бы основных профессиональных навыков фольклориста-собирателя, тем интереснее будут их наблюдения над современным состоянием фольклора, тем точнее записи, тем шире и глубже знания по УНТ. Проведение фольклорной практики предполагает три основных этапа: подготовку к практике в течение учебного года и семинар перед началом практики; проведение практики в июле в казачьих станицах КЧР и подведение итогов практики, проведение отчетной фольклорной конференции. Сбор регионального казачьего фольклора поможет выпускникам факультета в полном объеме использовать в своей педагогической работе богатейший пласт духовной культуры казачества – народные традиции и обычаи, приметы и наблюдения, народный опыт. Будущие филологи смогут привить подрастающему поколению уважение и интерес к культуре соседних народов. Собирательская работа может стать для студентов начальным этапом их научно-исследовательской работы. Фольклорная практика в условиях национальных республик для студентов является своеобразным средством обучения русскому языку. Фольклорная практика вводит студентов в мир казачьего искусства, знакомит  с   историей и бытом казаков. На установочной конференции студенты получают программу-вопросник с методическими рекомендациями по основным приемам собирания фольклора в разных ус¬ловиях, а также конкретные указания, как выявить носителей фольклора, как вести беседу с ними, какие возможности следует прежде всего использовать для того, чтобы работа была продуктивной, а также и то, как применять те или иные способы фиксации произведений отдельных народнопоэтических жанров, как оформлять и систематизировать записанные материалы и т.п. Вопросник предполагает  определенное знакомство практикантов с историей республики, обрядами и обычаями казачьего населения. Вместе с тем студентам-практикантам рекомендуется расширить его за счет вопросов, связанных с историей заселения республики, особенностями народной культуры и этнографии населения (народные промыслы, деревянное зодчество и др.), а также вопросов взаимовлияния и взаимодействия этнокультур. Существующий опыт проведения фольклорной практики показывает, что нет необходимости всем студентам ехать на практику в казачьи станицы. Часть студентов успешно проходят практику и в условиях города: они собирают фольклор, работают с архивами кафедры литературы и в библиотеках, изучая неопубликованный или опубликованный в редких и старых изданиях фольклор, принимают участие в оформлении фольклорных архивов кафедры литературы. Интересной формой приобщения студентов к условиям практики стали встречи с собирателями и исполнителями фольклора станицы Преградной. Станица Преградная была основана в 1860 году на левом берегу реки Уруп. Первыми ее жителями   были переселенцы из казачьих станиц Дона, Хопра и Суры. Большой интерес у студентов вызвало посещение этнографического музея станицы. Там мы сфотографировали орудия быта, домашнюю утварь (прялку, самовар). Этот самовар получил серебряную медаль на мировой выставке в 1868 г. Потом директор музея Стригина Л.В. показала нам альбом музея с фотографиями казачьих выступлений, женские серьги, домашнюю утварь, казачью обувь, традиционные вышивки, мужскую и женскую одежду, корзины для кукурузы, первые игрушки, казачью хату. Студенты встретились с участниками казачьего хора, руководителем которого сейчас является Белоусов Александр Николаевич. В станице существует детская вокальная группа «Жемчужинка». В рамках фольклорной и диалектологической практики (руководитель – доцент кафедры русского языка Баучиева Зайнеб Борисовна) была организована поездка в Ставропольский государственный краеведческий музей. Собрания музея отражают не только историю края, но и всего Северного Кавказа, так как Ставрополь традиционно рассматривался как культурный, образовательный и научный центр этого региона. Особый интерес у студентов вызвал отдел этнографии и его постоянная экспозиция «Культура и быт народов Северного Кавказа». В экспозиции представлена традиционная бытовая культура оседлых земледельцев – горцев Северного Кавказа, казаков, крестьян-переселенцев из разных губерний России и Малороссии, немецких колонистов.
В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны