19.05.10 г. Интервью с деканом факультета ПМНО Д.У. Биджиевым

91068657

– Ваш факультет является одним из стабильных факультетов в университете. Как у вас обстоят дела сегодня? – Сегодня на факультете по-прежнему готовят учителей начальных классов, но не только. Мы готовим и учителей иностранного языка, а также учителей информатики, то есть наши выпускники получают две специальности. На факультете работает сплоченный, дееспособный коллектив, в котором – двадцать профессоров, докторов наук; 42 кандидата наук. На пяти специализированных кафедрах факультета, то есть на всех кафедрах, функционируют аспирантуры по различным специальностям. На базе факультета проводятся ежегодно научные конференции. Мы не стоим на месте. Факультет первым перешел на двухуровневую систему высшего образования. – Расскажите подробнее об этом. – Как известно, высшая школа перестраивается. Все вузы неизбежно, хотят они этого или нет, в обязательном порядке войдут в такую многоступенчатую структуру высшего образования. В этом году, летом, наш факультет будет делать уже второй набор бакалавров. Срок их обучения – 4 года. На базе нашего факультета открыта и магистратура, в которой сегодня обучаются студенты, уже имеющие диплом о высшем образовании. Сегодня не все понимают значимость магистратуры. Президент Республики, впервые посетив наш университет, первым задал вопрос: есть ли в университете магистратура? И это не случайно. Пройдет совсем немного времени, и конкурентоспособными будут только дипломы магистров. – В чем преимущества студентов, окончивших магистратуру? – Магистратура – это более высокий по сравнению с бакалавриатом уровень высшего образования. Широко распространенная ныне в Российской Федерации степень «специалиста» не вписывается в «болонскую» систему; выпускники вузов с таким, привычным для нас сегодня, дипломом со временем просто не будут «узнаваться» работодателем. Для выпускника вуза с дипломом магистра открыты все должности, предусматривающие наличие высшего образования. Магистры могут также заниматься преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях, работать в научно-исследовательских учреждениях, в государственных муниципальных учреждениях. Магистерская подготовка уделяет значительное внимание научно-исследовательской работе. В течение всего периода обучения (2 года) магистрант работает над магистерской диссертацией, которая в дальнейшем может стать основой кандидатской диссертации, если магистрант продолжит обучение в аспирантуре. – По каким направлениям осуществляется обучение в аспирантурах? – На кафедрах функционируют аспирантуры по пяти направлениям: теория и методика преподавания русского языка; теория и методика преподавания математики; теория и методика профессионального образования; общая педагогика, история педагогики и образования; ботаника. В них обучается 43 аспиранта и 100 соискателей. Их научными руководителями являются доктора наук, профессора. За весь период работы аспирантур в них защитилось достаточно большое количество аспирантов и соискателей. В связи с приостановкой работы диссертационного совета защита кандидатских диссертаций затруднена. Наши соискатели вынуждены обращаться в другие диссертационные советы, а это не всегда получается. Но, не смотря на трудности, некоторым все же удалось достичь цели. Так, по кафедре теории и методики профессионального образования в текущем учебном году защитилось 4 соискателя, а в июне состоится защита кандидатской диссертации соискателя Боташевой Х. в г. Ростове-на-Дону, там же состоится защита соискателя Элькановой Б. осенью 2010 года (уже назначена экспертиза), по кафедре естествознания и методики его преподавания – 1. Большим нашим достижением является открытие докторантуры. Она открыта тоже на базе нашего факультета: при кафедре теории и методики профессионального образования. -Расскажите подробнее о научной деятельности факультета. – Научно-исследовательская работа – одно из приоритетных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава факультета. Коллектив работает в разных направлениях. Это печатная продукция в виде статей, учебно-методических пособий, монографий. Это редактирование, оппонирование, рецензирование, составление отзывов ведущих организаций. Это участие в конкурсах грантов. Так, в текущем году поддержаны гранты, руководителями которых являются Уртенов Н.С. и Узденова А.А. В рамках поддержанного гранта прошли психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана». Это защиты кандидатских и докторских диссертаций. Кстати, совсем недавно, в апреле 2010 года, защитила докторскую диссертацию доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Чотчаева Марина Юрьевна. Защита проходила в г. Майкоп. Надеемся, что очень скоро она получит подтверждение ученой степени доктора филологических наук. -Проводятся ли на базе факультета научные конференции? – Кафедры занимаются организацией и проведением международных, республиканских научных конференций. Так, в мае 2009 года на базе кафедры педагогики и педтехнологий прошла Международная научная конференция «Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона». В марте 2010 года прошел уже ставший традиционным 4-й научно-практический семинар учителей начальных классов «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников», в котором приняли участие учителя и преподаватели не только нашей республики, но и других регионов. 27-29 мая на базе кафедр теории и методики профессионального образования, а также кафедры педагогики и педтехнологий состоится Международная конференция «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика». На факультете проводятся также кафедральные преподавательские и студенческие конференции. – Текущий предаттестационный год был годом самообследования в университете. Каковы результаты самообследования на факультете? – Коллектив факультета педагогики и методики профессионального образования привык работать четко и организованно. И не только в период самообследования. Поэтому фронтальная проверка не была для нас «громом среди ясного неба». Достаточно сказать, что УМК по дисциплинам кафедр, которые в авральном порядке совсем недавно формировали по университету, были в основном у нас готовы еще два года назад. Мы – единственный факультет, завкафедрам которого объявлены благодарности приказом ректора за своевременную и качественную подготовку УМК. Вообще, хочу сказать, что горжусь своими кадрами, их профессионализмом. Взять хотя бы профориентационную работу, которая сейчас активно проводится нашим университетом. Кто ее организатор? Батчаев Осман Магомедович, член нашего коллектива. Кто ему активно помогает в этой трудной работе? Узденова Алина Алиевна, завкафедрой педагогики и педтехнологий, Джанибекова Фатима Ожаевна, замдекана. Это тоже наши кадры. Преподаватели факультета объездили всю республику с профориентационной работой, побывали во всех школах. И не один раз. Немаловажное значение придаем мы и воспитательной работе. Мероприятия, запланированные в планах учебно-воспитательной работы, проводятся не на бумаге, а на деле. Это не раз отмечалось и ректоратом. Наши кураторами не один год занимали первые места в конкурсах лучших кураторов. Так, совсем недавно на факультете была подготовлена и проведена студентами 201. 301 и 302 группы музыкально-художественная композиция «Священная война», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организацией и проведением этого мероприятия занимались кураторы Хачирова Е.М., Акежева А.А., Тхайцухова А.М. Были приглашены ветераны Михайлов А.Н., Таушунаев М.Б., Хатуев Х.Х. Это мероприятие взволновало всех присутствующих. На глазах многих были слезы. -Каковы Ваши планы на будущее? – Планов много. Они связаны как с учебной, так и с научной деятельностью факультета. Мы работаем в условиях модернизации высшей школы. Новые условия требуют и новых подходов. Уже разработаны Образовательные Стандарты 3-го поколения, это новые учебные планы, новые программы и т.д. Но ближайшая и самая актуальная наша задача сегодня – это набор абитуриентов. Не будет студентов – не будет вуза. Это должны понимать все. Бороться за абитуриента – вот сейчас наша главная цель. Все силы должны быть направлены именно на это.
В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны