Проректор по НИР КЧГУ Кубанова М.Н. выступила на ученом совете с докладом «Об итогах научно-исследовательской работы университета в 2020 году и задачи по повышению эффективности НИР преподавателей и студентов»

7DC680DC-A484-4BCB-82EC-945B8AB43B16 19A2E4C2-ED95-47E9-91D4-F59FDB78F9C2 942721BA-276A-47DD-B04C-A782FA37AD5B 4658ADE7-4C6D-40C9-95E6-1F0F5A95DA2D

31 марта состоялось заседание учёного совета КЧГУ, в ходе которого с докладом об итогах научно-исследовательской работы университета в 2020 г. выступила проректор по НИР Кубанова М.Н.

В своём докладе Марина Назировна отметила, что реализация научных исследований в университете в отчетный период осуществлялась в рамках 23 отраслей науки по 20 научным направлениям, разрабатываемым в вузе, выполнено 37 НИОКР.

В отчетном году успешно завершилась работа по гранту РФФИ: «Теоретическое и экспериментальное сопоставительное исследование потенциодинамического и гальванодинамического режимов массопереноса в мембранных системах» и продолжается работа по проекту, поддержанному  РФФИ, «Участие горцев Северного Кавказа в партизанском движении на территории Белоруссии».

Кроме того, 2 проекта  было реализовано  по заказу Министерства КЧР по делам национальностей и массовым коммуникациям – «Национальные и исторические традиции – основа общероссийского единства» и Управления природных ресурсов и экологии КЧР – «Биоэкологические особенности и перспективы охраны  не охотничьих видов птиц  (чернозоба гагара, малая поганка, кваква, малая белая цапля, каравайка, белый аист, черный аист, огарь) на территории Карачаево-Черкесской Республики».

По заказу кадрового агентства Вуз реализовав масштабный проект «Формирование кадрового резерва в системе региональной политики развития человеческих ресурсов» по договору целевого финансирования.

Кубанова М.Н. подробно остановилась на участии в различных конкурсах и на анализе публикационной активности профессорско-преподавательского состава и студентов.  За прошедший учебный год было издано 16 сборников научных трудов, из них 12 – по материалам международных и всероссийских конференций. В различных ведущих зарубежных и российских изданиях в 2020 г. опубликовано 695 научных статей и тезисов докладов, из них:

– в изданиях, включенных в российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – 570,

– в российских ведущих рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК  – 70  статей;

– в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science  – 6, Scopus – 17.

Наибольшее количество публикаций было сделано в журналах « Мир науки, культуры, образования», «Проблемы современного педагогического образования,«Международный журнал гуманитарных и естественных наук», «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», «Семья и личность: проблемы взаимодействия» и др.

За отчетный период в университете было проведено 45 научных мероприятий, из них – 9 всероссийских научных конференций, 3 региональные, 33 внутривузовские.

Помимо этого, в 2020 г. сотрудники университета приняли участие в работе 7 международных (в том числе, зарубежных) конференциях/симпозиумах,  в 10 всероссийских и 6 региональных научно-технических мероприятиях. Из-за пандемии коронавируса 90% этих мероприятий были проведены в онлайн-режиме с использованием технических средств и ресурсов.

Говоря о работе аспирантуры, Кубанова М.Н. сообщила, что подготовка  кадров высшей квалификации осуществляется по 9 направлениям подготовки. В настоящее время в аспирантуре обучается 62 человека, в том числе: 15 – по очной форме обучения. В отчетном году сотрудниками университета защищена 1 кандидатская диссертация.

В 2020 году структурными подразделениями университета также проведено 122 научных мероприятия, в которых приняли участие студенты университета:  9 всероссийских, 3 региональных, 33 вузовских конференций и конкурсов, 320 заседаний студенческих научных кружков. В различных изданиях обучающимися университета опубликовано 315 статей, в том числе без соавторства с научным руководителем. В конкурсах, проведенных университетом и другими организациями, приняли участие 214 студентов, из них 59 были награждены дипломами различной степени.

Проректор  по НИР подчеркнула, что  в целом научная деятельность в Карачаево-Черкесском государственном университете в отчетном году осуществлялась в рамках показателей, определенных мониторингом эффективности образовательных организаций. В организации и проведении НИР в 2020 г. отмечается положительная динамика:  объем финансирования научных проектов и научно-технических мероприятий по сравнению с прошлым годом немного вырос,  качественно стал более разнообразным, расширились тематика и направления исследований и научно- технических мероприятий, увеличилось количество публикаций преподавателей и аспирантов в научных журналах и др.

Вместе с тем, карантин, удаленная работа, онлайн-обучение не способствовали активизации научного потенциала работников высшей школы, которые вынуждены были большую часть своего времени тратить на освоение навыков дистанционного обучения. В связи с этим   Кубанова М.Н. отмечает «значительное снижение количества научно-технических мероприятий, проводимых на базе КЧГУ и количество публикаций НПР, что является следствием сложной эпидемиологической ситуации в стране и в мире из-за пандемии коронавируса».

Во второй части доклада, касающейся задач по повышению эффективности НИР преподавателей и студентов, Марина Назировна рекомендовала, учитывая изменяющиеся требования к показателям научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений, выйти на качественно новый уровень в такой области финансируемой научной деятельности, как участие ученых университета в хоздоговорных темах, в программах и проектах Минобрнауки РФ, ФЦП, в конкурсах грантов российских и зарубежных фондов.

Была отмечена необходимость корректировки публикационной стратегии вуза в сторону увеличения  количества публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science и Scopus и в высокорейтинговых журналах, относящихся к ядру РИНЦ.

Также было отмечено, что необходимо увеличить количество защит диссертаций молодыми учеными и рассмотреть вопрос о разработке программы стимулирования для защит докторских диссертаций; активизировать студенческую науку, ориентировать студентов на участие в конкурсах грантов, в конкурсах на стипендии Президента и Правительства РФ.

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны